И это всё МОЁ
Российское правительство может получить право скрывать информацию в интернете.
Соответствующий законопроект, внесённый кабинетом министров в Госдуму РФ, регламентирует «размещение информации о деятельности отдельных юридических и физических лиц» с возможностью скрывать информацию о госзатратах.
sozd.parlament.gov.ru/bill/318825-7
Правительство России на днях внесло на рассмотрение Госдумы законопроект №318825-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части регламентации раскрытия (размещения) информации о деятельности отдельных юридических и физических лиц)». Данный проект федерального закона, говорится в пояснительной записке, «разработан в целях защиты конституционного строя, прав и законных интересов граждан и юридических лиц, обеспечения обороноспособности и безопасности Российской Федерации, в том числе для обеспечения гарантированного финансового сопровождения государственных контрактов по государственному оборонному заказу и безусловного прохождения платежей по контрактам в рамках военно-технического сотрудничества». Документом вносятся изменения в ряд законодательных актов, предусматривающие установление ограничений на раскрытие (размещение) информации о деятельности отдельных юридических и физических лиц. «Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации», — утверждается в пояснительной записке.
Одним из первых на этот законопроект обратил внимание директор НП «Информационная культура», член Комитета гражданских инициатив, эксперт в области открытых данных Иван Бегтин. По его мнению, инициатива Правительства несёт в себе массу скрытых правовых ловушек, которые могут существенно сказаться на свободе информации и свободе слова.
«За этим законопроектом скрываются новые полномочия Правительства по закрытию информации и их нельзя пропустить и не рассмотреть подробнее», — пишет эксперт.
Из текста законопроекта мы можем узнать что предполагается внесение изменений в 11 федеральных законов, среди которых есть «Законопроект про Гособоронзаказ (ГОЗ)», и он вводит:
процедуры закрытых электронных торгов для ГОЗ;
реестр уполномоченных банков выдающих банковские гарантии по ГОЗ;
закрытый реестр банковских гарантий по ГОЗ.
Бегтин обращает внимание, что в изменениях к закону 44-ФЗ появляются обязательства по сокрытии информации, относящейся к ГОЗ:
«а) часть 2 дополнить пунктом 5 следующего содержания:
“5) закупок федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики в области обороны, государственного управления в области обеспечения безопасности Российской Федерации, подведомственными им государственными учреждениями, государственными унитарными предприятиями, за исключением случаев, установленных частью 2 статьи 841 настоящего Федерального закона. Перечень указанных органов, учреждений и предприятий утверждается Правительством Российской Федерации”».
.
Эти требования вполне конкретны, отмечает Бегтин, и фактически убирают из открытого доступа всю информацию о закупках по списку предприятий, который утвердит Правительство России — именно по списку предприятий, учреждений, органов власти, а не каким-то иным правилам. «Но дело в том что этими требованиями законопроект не ограничивается», — опасается эксперт.
Бегтин также замечает, что изменения коснутся не только ГОЗ, поскольку многие из них являются изменениями общего типа. Например, изменения в статью 30 Федерального закона от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ “О рынке ценных бумаг”: «6. Правительство Российской Федерации вправе определить случаи, при которых эмитенты не осуществляют раскрытие информации в соответствии с требованиями статьи 30 настоящего Федерального закона, а также лиц, в отношении которых эмитенты не осуществляют раскрытие указанной информации».
Ранее, в статье 30. «Освобождение эмитента от обязанности осуществлять раскрытие информации о ценных бумагах» эти полномочия были только у Банка России и при соблюдении нескольких условий и всегда в индивидуальном порядке. Теперь эти полномочия есть у Правительства Российской Федерации, причем не в индивидуальном порядке, а на тех условиях которое оно определит. Упоминание “определить случаи” позволяет не конкретизировать организации, а указать условия при которых организации подпадающие под них не осуществляют раскрытия информации
Аналогичная ситуация с изменениями в Федеральный закон от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей”:
«1) абзац третий дополнить словами “, если иное не установлено настоящим Федеральным законом”;
2) дополнить новым абзацем четвертым следующего содержания:
“Правительство Российской Федерации вправе определить случаи, при которых отдельные сведения, указанные в пункте 7 настоящей статьи, не подлежат размещению в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”, а также лиц, в отношении которых указанные сведения не подлежат размещению в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”».
Бегтин замечает, что действие статьи теперь расширяется не только на юридические лица, но и на физических лиц, и в более жесткой форме — упоминание “не подлежат размещению в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” в дальнейшем может быть с развито до блокировки сайтов которые эти сведения будут размещать поскольку используется формулировка не разрешительная “не публиковать” как в законе о рынке ценных бумаг, а запретительная “не подлежат размещению” без указания кем именно они не подлежат размещению. При этом отсутствие последствий в данном законе недостаточно, поскольку Правительство России может установить их иным образом ссылаясь на эти положения в законе.
Эксперт отметил, что финансово-экономическое обоснование, как и у большинства других федеральных законопроектов, крайне короткое и тоже рапортует об отсутствии дополнительных расходов из федерального бюджета на реализацию данного законопроекта. «Но соответствует ли это действительности? Так ли это? Чтобы понять насколько финансово-экономическое обоснование оторвано от реальности, попробуем взглянуть на закон несколько иначе», — предлагает Бегтин.
В законопроекте ничего нет про информационные системы в которые вносятся эти изменения, поэтому если учесть их, то реальные затраты, которые можно разделить на три этапа, будут выглядеть так:
это когда информация размещается/не размещается на сайте организации. Требования законопроекта, в данном случае, действительно не несут дополнительных финансовых издержек поскольку _не требуют_ дополнительных усилий чтобы _не публиковать_ информацию. Они скорее сокращают набор действий сотрудников, чем увеличивают;
когда информация размещается или ограничивается в доступе в рамках информационных систем. Это всегда требует доработки этих систем и их, минимального или более серьезного изменения;
когда вводятся новые понятия, реестры, процедуры и не только.
Законопроект затрагивает сразу несколько существующих государственных информационных систем и информационных ресурсов:
АИС “Налог 3
Соответствующий законопроект, внесённый кабинетом министров в Госдуму РФ, регламентирует «размещение информации о деятельности отдельных юридических и физических лиц» с возможностью скрывать информацию о госзатратах.
sozd.parlament.gov.ru/bill/318825-7
Правительство России на днях внесло на рассмотрение Госдумы законопроект №318825-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части регламентации раскрытия (размещения) информации о деятельности отдельных юридических и физических лиц)». Данный проект федерального закона, говорится в пояснительной записке, «разработан в целях защиты конституционного строя, прав и законных интересов граждан и юридических лиц, обеспечения обороноспособности и безопасности Российской Федерации, в том числе для обеспечения гарантированного финансового сопровождения государственных контрактов по государственному оборонному заказу и безусловного прохождения платежей по контрактам в рамках военно-технического сотрудничества». Документом вносятся изменения в ряд законодательных актов, предусматривающие установление ограничений на раскрытие (размещение) информации о деятельности отдельных юридических и физических лиц. «Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации», — утверждается в пояснительной записке.
Одним из первых на этот законопроект обратил внимание директор НП «Информационная культура», член Комитета гражданских инициатив, эксперт в области открытых данных Иван Бегтин. По его мнению, инициатива Правительства несёт в себе массу скрытых правовых ловушек, которые могут существенно сказаться на свободе информации и свободе слова.
«За этим законопроектом скрываются новые полномочия Правительства по закрытию информации и их нельзя пропустить и не рассмотреть подробнее», — пишет эксперт.
Из текста законопроекта мы можем узнать что предполагается внесение изменений в 11 федеральных законов, среди которых есть «Законопроект про Гособоронзаказ (ГОЗ)», и он вводит:
процедуры закрытых электронных торгов для ГОЗ;
реестр уполномоченных банков выдающих банковские гарантии по ГОЗ;
закрытый реестр банковских гарантий по ГОЗ.
Бегтин обращает внимание, что в изменениях к закону 44-ФЗ появляются обязательства по сокрытии информации, относящейся к ГОЗ:
«а) часть 2 дополнить пунктом 5 следующего содержания:
“5) закупок федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики в области обороны, государственного управления в области обеспечения безопасности Российской Федерации, подведомственными им государственными учреждениями, государственными унитарными предприятиями, за исключением случаев, установленных частью 2 статьи 841 настоящего Федерального закона. Перечень указанных органов, учреждений и предприятий утверждается Правительством Российской Федерации”».
.
Эти требования вполне конкретны, отмечает Бегтин, и фактически убирают из открытого доступа всю информацию о закупках по списку предприятий, который утвердит Правительство России — именно по списку предприятий, учреждений, органов власти, а не каким-то иным правилам. «Но дело в том что этими требованиями законопроект не ограничивается», — опасается эксперт.
Бегтин также замечает, что изменения коснутся не только ГОЗ, поскольку многие из них являются изменениями общего типа. Например, изменения в статью 30 Федерального закона от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ “О рынке ценных бумаг”: «6. Правительство Российской Федерации вправе определить случаи, при которых эмитенты не осуществляют раскрытие информации в соответствии с требованиями статьи 30 настоящего Федерального закона, а также лиц, в отношении которых эмитенты не осуществляют раскрытие указанной информации».
Ранее, в статье 30. «Освобождение эмитента от обязанности осуществлять раскрытие информации о ценных бумагах» эти полномочия были только у Банка России и при соблюдении нескольких условий и всегда в индивидуальном порядке. Теперь эти полномочия есть у Правительства Российской Федерации, причем не в индивидуальном порядке, а на тех условиях которое оно определит. Упоминание “определить случаи” позволяет не конкретизировать организации, а указать условия при которых организации подпадающие под них не осуществляют раскрытия информации
Аналогичная ситуация с изменениями в Федеральный закон от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей”:
«1) абзац третий дополнить словами “, если иное не установлено настоящим Федеральным законом”;
2) дополнить новым абзацем четвертым следующего содержания:
“Правительство Российской Федерации вправе определить случаи, при которых отдельные сведения, указанные в пункте 7 настоящей статьи, не подлежат размещению в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”, а также лиц, в отношении которых указанные сведения не подлежат размещению в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”».
Бегтин замечает, что действие статьи теперь расширяется не только на юридические лица, но и на физических лиц, и в более жесткой форме — упоминание “не подлежат размещению в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” в дальнейшем может быть с развито до блокировки сайтов которые эти сведения будут размещать поскольку используется формулировка не разрешительная “не публиковать” как в законе о рынке ценных бумаг, а запретительная “не подлежат размещению” без указания кем именно они не подлежат размещению. При этом отсутствие последствий в данном законе недостаточно, поскольку Правительство России может установить их иным образом ссылаясь на эти положения в законе.
Эксперт отметил, что финансово-экономическое обоснование, как и у большинства других федеральных законопроектов, крайне короткое и тоже рапортует об отсутствии дополнительных расходов из федерального бюджета на реализацию данного законопроекта. «Но соответствует ли это действительности? Так ли это? Чтобы понять насколько финансово-экономическое обоснование оторвано от реальности, попробуем взглянуть на закон несколько иначе», — предлагает Бегтин.
В законопроекте ничего нет про информационные системы в которые вносятся эти изменения, поэтому если учесть их, то реальные затраты, которые можно разделить на три этапа, будут выглядеть так:
это когда информация размещается/не размещается на сайте организации. Требования законопроекта, в данном случае, действительно не несут дополнительных финансовых издержек поскольку _не требуют_ дополнительных усилий чтобы _не публиковать_ информацию. Они скорее сокращают набор действий сотрудников, чем увеличивают;
когда информация размещается или ограничивается в доступе в рамках информационных систем. Это всегда требует доработки этих систем и их, минимального или более серьезного изменения;
когда вводятся новые понятия, реестры, процедуры и не только.
Законопроект затрагивает сразу несколько существующих государственных информационных систем и информационных ресурсов:
АИС “Налог 3